Точка развития
Образование — это та точка, из которой развивается вся профессиональная деятельность. Для многих его получение означает будущий карьерный взлет, успех, не говоря уже о независимости, приобретаемой вместе со специальностью. Важность образования в нашей жизни очень трудно переоценить. Именно поэтому с нового номера и нового года мы решили ввести постоянную тему рубрики «Точка развития», где будем рассказывать об образовании в Тверской области, в частности, о факультетах Тверского государственного университета.
Людмила Скаковская,
проректор по учебно-воспитательной работе ТвГУ,
д.ф.н., профессор
ТвГУ: курс на модернизацию
Курс на модернизацию всех сторон российского общества, взятый руководством страны, выдвигает перед университетским образованием целый комплекс актуальных задач. Важнейшая из них заключается в формировании современной составляющей для идеологии модернизации. Другая задача — подготовка кадрового корпуса, способного, во-первых, создавать новые знаниевые системы и ценностно-нормативные ориентиры человеческой деятельности, во-вторых, управлять новыми общественными процессами в Российской Федерации.
Образовательная ситуация в стране под воздействием экономических и социокультурных факторов постоянно меняется: идет модернизация общего образования, осуществляется переход на уровневое образование в вузах, складывается система социального партнерства с работодателями, существенно меняется молодежь, ее отношение к образованию, повышается ответственность образовательных учреждений перед обществом, стремительно растет конкуренция между вузами и др. Мы убеждены, что именно классический университет лучше других вузов «учит учиться», кроме того, непосредственно имеет специальные структуры, профессионально ориентированные на реализацию программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Сегодня ТвГУ — многопрофильное высшее учебное заведение, готовящее специалистов по 45 специальностям и направлениям, магистров по 16 направлениям, в его составе 15 факультетов. Наряду с подготовкой специалистов по традиционным университетским специальностям и направлениям ведется обучение по многим отраслевым векторам экономики Тверского региона.
Университет активно осуществляет разработку новых для вуза основных образовательных программ ВПО и программ дополнительного образования. Согласованы с работодателями на региональном рынке труда и представлены на лицензирование 10 основных и образовательных программ 5 программ дополнительной квалификации. Среди них такие востребованные в регионе и стране программы, как Организация работы с молодежью, Литературное творчество, Инноватика, Международные отношения, Книжное дело, Компьютерная графика и Web-дизайн, Профессионально ориентированные компьютерные технологии, Менеджмент муниципальной службы и муниципального хозяйства и др.
Важнейшим приоритетом деятельности при переходе на новую систему подготовки кадров мы считаем сохранение единого образовательного пространства России и высокого уровня классического университетского образования, которое даст возможность нашим выпускникам успешно конкурировать на рынке труда с выпускниками самых престижных вузов России.
Математика приложена к успеху
Лид: На сегодняшний день развитие общества немыслимо без возможностей информационных технологий, и совершенно неудивительно, что год от года популярность факультета прикладной математики и кибернетики Тверского государственного университета только растет. О том, как завоевывает прикладная математика и кибернетика сердца выпускников школ и какие возможности открываются перед выпускниками, мы беседуем с деканом факультета, доктором физико-математических наук, профессором, заслуженным работником высшей школы Российской Федерации Александром Язениным.
Краткая информация о факультете:
Факультет прикладной математики и кибернетики Тверского государственного университета был организован в 1977 году. За 30 лет факультет подготовил около 3000 высококвалифицированных специалистов, которые работают во всех уголках нашей страны и за рубежом. О престиже факультета свидетельствует постоянно растущий конкурс среди абитуриентов: в последние годы конкурс на некоторые специальности достигал 8 человек на место.
— Есть печальная статистика — 70% выпускников ВУЗов в России не работают по специальности. Александр Васильевич, расскажите пожалуйста как факультет ПмиК отслеживает судьбу своих бывших студентов, и можно ли сказать, сколько выпускников факультета прикладной математики и кибернетики находят себя в выбранной специальности?
— К счастью, эта статистика факультета прикладной математики и кибернетики не касается. Подавляющее большинство выпускников всех направлений подготовки устраивается по специальности, о чем свидетельствуют данные, предоставляемые нам центром занятости. С другой стороны, применительно к направлениям подготовки, реализуемым на нашем факультете, понятие «трудоустройство по специальности» размывается. Факультет дает всем студентам в той или иной мере фундаментальную подготовку в области прикладной математики, информатики и информационных технологий, математических методов в экономике, закладывая тем самым базу для подготовки универсального специалиста. Поэтому, к примеру, многие выпускники специальности «Математические методы в экономике» в настоящее время являются ведущими специалистами в области IT-индустрии, разработки сложных программных систем, возглавляют фирмы соответствующего профиля. И наоборот, выпускники направления «Прикладная математика и информатика» работают в экономической сфере, в частности, в банковской. Среди них есть директора известных банков, начальники управлений автоматизации банков, финансовые директора крупных предприятий.
— А если конкретнее, на какие места работы в будущем могут рассчитывать выпускники ПМиК?
— Выпускники факультета могут рассчитывать на трудоустройство в таких ведущих научно-исследовательских институтах региона как ФГУП «НИИИТ», 2 ЦНИИ МО РФ, ЗАО «ЦЕНТРПРОГРАММСИСТЕМ»; в фирмах IT-индустрии-«NAUMEN», «Accenture», «VDI» и др.; в банковской сфере («СБЕРБАНК», «ВТБ 24» и др.), в вузах г. Твери, в телекоммуникационных компаниях, в органах государственного управления и других научно-производственных государственных и частных предприятиях. Многие из них являются владельцами собственных фирм в области информационных технологий. Здесь я перечислил ряд учреждений, расположенных в нашем регионе, в которых успешно трудятся выпускники факультета. Естественно, этот список является далеко не полным.
— Как известно одна из проблем хорошего образования — невозможность найти подходящую, по мнению молодого специалиста, работу с достойной оплатой труда в нашем регионе. По вашим данным, многие ли выпускники факультета ПмиК уезжают из Тверской области?
— Можно констатировать, что многие выпускники уезжают из региона сразу после окончания учебы или по истечении некоторого времени. Столичные города предоставляют более широкие возможности для карьерного роста, да и уровень зарплаты в сферах деятельности, где в основном трудятся наши выпускники, бывает значительно выше. Многие выпускники успешно трудятся в Европе и США. С одной стороны, эта миграция плохо сказывается на развитии региона, ведь уезжают, в основном, самые способные. С другой стороны мы гордимся этими выпускниками, ведь они успешно выдерживают конкуренцию с выпускниками ведущих российских и зарубежных вузов. Часть выпускников бакалавриата продолжает обучение в магистратурах ведущих вузов России, например, МГУ, причем, имея высокий уровень знаний, поступают на бюджетные места.
— А если выпускник хочет найти свое место именно в Тверской области, то может ли оценить возможности будущего трудоустройства, скажем, с помощью практики? Сотрудничает ли факультет с потенциальными работодателями?
— Факультет сотрудничает со многими ведущими научными и научно- производственными учреждениями региона. Это сотрудничество скреплено соответствующими договорами. Показательным в этом плане является сотрудничество с ФГУП «НИИИТ». В этом институте в 2005 году был открыт филиал кафедры информационных технологий факультета прикладной математики и кибернетики. Студенты, обучающиеся в филиале кафедры, получают стипендии, учрежденные институтом информационных технологий. Такое сотрудничество способствует тому, что многие, академически успешные студенты направления подготовки «Информационные технологии» изъявляют желание проходить профилизацию в филиале кафедры, а после окончания обучения остаются работать в институте. Таким образом, данное сотрудничество определяет современную модель взаимодействия «Предприятие — ВУЗ» в процессе подготовки специалистов для IT-индустрии. В этом контексте мы готовы к сотрудничеству и с другими предприятиями и учреждениями региона.
Проблем с устройством на практику руководство факультета не имеет. Начиная с четвертого, а иногда и с третьего курсов, студенты постепенно, самостоятельно включаются в научно-производственный процесс. Часто места их первоначальной деятельности становятся местами практик различного уровня и местом будущей работы. Все это говорит о том, что выпускники факультета являются востребованными на рынке труда.
— Понятно, что дефицита абитуриентов в ближайшем будущем у ПМиК не будет. И все же, какие мероприятия ежегодно проводит факультет для этой наиболее сомневающейся и перспективной целевой аудитории?
— В условиях неблагоприятной демографической ситуации, сложившейся в современной России, работа с абитуриентами, ориентированная на формирование качественного состава будущих первокурсников факультета, выдвигается на передний план. Регулярно, три раза в год (сентябрь, январь, май) мы проводим для абитуриентов дни открытых дверей, на которых знакомим их с факультетом, современными направлениями подготовки и образовательными стандартами, реализуемыми на факультете. На факультете, в рамках спецотделения, действуют подготовительные курсы для абитуриентов. В этом году мы привлекаем для работы с абитуриентами Ассоциацию выпускников факультета, о которой пойдет разговор ниже.
— Ассоциация выпускников — новая инициатива Тверского государственного университета. Уверена, многим успешным специалистам, заинтересованным в популярности тверского образования, было бы полезно узнать о ней подробнее.
— Решение о создании Ассоциации было принято на организационном собрании выпускников факультета 26 ноября 2010 года. Там же частично были выбраны руководители ассоциации. Среди них: Елена Дадеркина (к.э.н., финансовый директор ЗАО «Диэлектрические кабельные системы») — председатель ассоциации; Александр Бурилин (директор филиала фирмы «NAUMEN») — заместитель председателя по инновациям; Илья Солдатенко (заместитель декана факультета по научной работе, к.ф.-м.н.) — заместитель председателя по информационному обеспечению; Михаил Хохлов (генеральный директор ООО «Связьсервис») — заместитель председателя по бизнес-ориентированию.
Цель создания Ассоциации — повышение престижа факультета прикладной математики и кибернетики и в целом Тверского госуниверситета в среде академического сообщества и работодателей, среди абитуриентов, содействие выпускникам факультета в трудоустройстве и карьерном росте. Одной из главных задач ассоциации является создание эндаумент-фонда при университете (факультете).
У Ассоциации будут и другие направления деятельности:
— Одно из направлений деятельности Ассоциации — привлечение бизнес-сообщества к экспертизе проектов студентов. Расскажите пожалуйста, о перспективах его развития?
— Инновационные проекты студентов сегодня модная тема. Она эксплуатируется в СМИ руководителями всех рангов, и, пожалуй, только ленивый ее не касается. Все это было бы очень смешно, если бы не было при этом очень грустно. Никакие студенческие проекты не построят инновационную экономику России даже при экспертизе бизнес-сообщества. Все это игры со студенческой молодежью. Более серьезной является проблема привлечения молодежи в науку путем повышения престижа науки. Студенты, в том числе и наиболее одаренные, не хотят, к примеру, поступать в аспирантуру. На стипендию аспиранта сейчас прожить нельзя.
Однако и в существующей ныне ситуации есть студенты, нацеленные на серьезную научную работу. Некоторые из них привлекаются научными руководителями к работе по финансируемым грантам по линии РФФИ, Минобрнауки, участвуют в конкурсах на получение грантов, объявляемых для студентов, в том числе частными фондами. Ярким примером в этом плане является студент 1-го курса магистратуры факультета прикладной математики и кибернетики, специализирующийся по кафедре информационных технологий, Александр Грицай. Во-первых, он двукратный стипендиант фонда Потанина. Во — вторых, выиграл грант по программе «Участник молодежного научно-инновационного конкурса» («У.М.Н.И.К.»). Сроки реализации его проекта январь 2011-декабрь 2012, с возможностью пролонгирования проекта до 2013 года. В ходе работ по первому этапу будет получена лицензия на программный продукт, организовано собственное малое предприятие. Проект этого талантливого студента «Система прогнозирования временных рядов, основанная на нечеткой иерархической темпоральной памяти» направлен на создание программного обеспечения. Система позволяет строить прогнозы несезонных и сезонных продаж товаров/услуг в автоматическом режиме, что позволяет уменьшить объем занятых оборотных средств, увеличить прибыль предприятия, снизить издержки на хранение и транспортировку товаров, более рационально использовать оборотные средства без привлечения дополнительных специалистов. Программное обеспечение прошло успешную апробацию и внедрено на двух предприятиях города Твери. Многие предприятия города выразили заинтересованность во внедрении этой программной системы на своем производстве. Хочется, чтобы таких примеров было больше.
Татьяна Трофимова